Крысы в еврейской истории и традиции. inkognito27.03.12, 17:35
Еврейские мудрецы говорят, что в Торе есть все, но вместе с тем, как ни странно, в тексте Хумаша (Пятикнижия) крыса не упоминается ни разу. Мышь,- дважды, а вот крысы вроде бы нет… Почему? Одно из обьяснений этому,- то, что каждый раз при упоминании мыши (а она упоминается в списке некошерных, запрещенных в пищу животных) говорится «А этих не ешьте… мышь по роду ее»,- то есть крыса,- «из рода» мышей, но крыс как таковых никто не ел, а вот мышей с удовольствием лопали соседи евреев, финикяне (Цидон). Впрочем, уже в пророках (Невиим), описывается, что когда плиштим (филистимяне), захватили Ковчег Завета, то Творец наслал на них кару, и большинство комментаторов сходятся на том, что карой этой было нашествие крыс и мышей. Позднее, когда царь Ашшура Санхерив пытался захватить Иерусалим его многотысячное войско было остановлено крысами,- в одну ночь крысы погрызли упряжь его колесниц, ремни щитов и кожанные ножны мечей, так, что захватчикам пришлось убираться без боя. Есть мнение, что это произошло возле леса, который получил название Яар Хульда (Крысиный лес). Сейчас этот лес восстановлен, и там находится одноименный национальный парк, а рядом с ним поселок Хульда (Крыса).
Вообще в еврейской традиции, по крайней мере до периода разрушения первого храма, отношение к этому животному было скорее доброжелательное чем негативное. Так одна из пророчиц, жившая во времена Хизкиягу даже носит имя Хульда, одни из ворот Иерусалима до сих пор называются Крысиными (Шаарей Хульда), и историки не знают в честь кого,- то-ли зверька, то-ли вышеупомянутой пророчицы…
В Талмуде неоднократно упоминается чистоплотность крысы. Так,- это единственное некошерное животное, в отношении которого мудрецы считают, что оно возможно не оскверняет воду которую пьет, «крыса не роняет слюну в воду, и не оскверняет ее, но другие говорят, что считаем воду оскверненной, ибо не полагаемся на животное»,- то есть в порядке «перестраховки». В трактате «Нэсуин» крыса выступает в совершенно необычной роли,- в качестве свидетеля при бракосочетании, и более того, сумела настоять на исполнении данного под ее ручательство слова, заставив расторгнуть брак данный вопреки этой клятве.
В своде еврейских законов «Шульхан Арух» говорится, что если накануне праздника Песах (Пасха), крыса входит в дом, и кусок хлеба (т.е. квасного (хомец) продукта, которое евреям запрещено иметь в доме) «во рту ее»,- хлеб не отбирают, но через какое- то время необходимо проверить, не оставила ли она его. Считается, что обычно крыса аккуратно сьедает хлеб, не оставляя крошек. Ряд еврейских законов касаются «прав» животных., в том числе и крыс. Еврейская традиция не одобряет убийство диких крыс вне дома, там, где они не мешают человеку, более того, наряду с другими дикими животными, крыса имеет право на упавшие колосья и все, что выросло «само» в седьмой «субботний» год, и запрещено препятствовать ей собирать «свою» долю.
По еврейскому закону человек имеет право держать крысу как домашнее животное (как и любое другое) и при этом хозяин обязан обеспечить ее питанием, водой и всем необходимым для жизни. Живая крыса,- не оскверняет, но человек который убил крысу или прикасался к ее трупу должен совершить ритуальное омовение и выстирать одежду. Запрещено причинять крысе страдания, в связи с этим есть мнения, что запрещено пользоваться ядами для уничтожения крыс. Есть предание, что некоторые праведники пойманных крыс и мышей вывозили за пределы поселений и там, в незаселенных человеком местах выпускали, для того, чтобы избежать бессмысленного убийства животных. Вместе с тем крыса (и любое другое животноек) атаковавшее человека может быть убито, в том числе в Субботу, когда пролитие крови запрещено.
В любом случае еврейские законы запрещают кастрацию животных (за исключением случаев , когда это делается во имя самого животного, например при неизлечимых заболеваниях половых органов, или, по мнению многих авторитетов,- для предотвращения нападения животного (например агрессивного быка) на человека). Любопытно, что использование, например, кастрированного быка в качестве тяглового животного допускается, если он был куплен у нееврея уже в виде вола, и запрещается, если бык был кастрирован после того как оказался в еврейской собственности ,даже если операция былав проведена неевреем, (впрочем о тягловых крысах мне слышать не приходилось, так, что для крысоводов данный закон неактуален). В Песах, когда запрещено любое использование хомеца, из крысиного (и любого другого) рациона следует исключить продукты из муки и зерен пшеницы, ржи, ячменя, полбы и овса. Мацу,- выпеченную по специальной технологии, которая исключает превращение ее в «хомец», а также зерна и каши из других злаков и круп давать можно (кстати большинство грызунов мацу едят с огромным удовольствием). Более того, пророщенные до стадии листа до начала Песаха вышеперечисленные «хомецовые» культуры тоже можно давать.
По Каббале,- крыса отражает сущность Справедливости. Она может наказывать за зло и воздавать добром за добро. Есть предание, что крысы, остановившие войско Санхерива, помогли евреям, потому, что те выполняли заповедь о их праве на часть урожая (упавшие во время жатвы колосья). Существуют хасидские притчи о крысах помогавших людям,- приносивших целебные травы больным, и даже деньги бедным,- но практически всегда,- в награду за доброе деяние. С другой стороны,- крысы могут и наказывать,- так известна история о крысе, уничтожившей расписки у жестокого ростовщика,- но и в этом случае зверек выступает в роли носителя справедливости.
Но не чужда крыса и милосердия, при условии, что оно не противоречит правилам воздаяния «мера за меру». По еврейской традиции почти каждый из животных имеет свою «часть» в Теиллим (Псалмах). Крысе предание приписывает слова: «Всякая душа будет славить Б-га, Хвалите Б-га» (по р. Исроэлю Хас) Почему именно эти? Да потому что крыса живет вопреки попыток многих ее врагов уничтожить весь ее род, и в этом она подобна народу Израиля, на которой постоянно во время всей его истории вставало множество врагов, тщетно пытавшихся истребить его, поэтому она и благодарит Творца, который дарует ее роду спасение от недругов и гонителей.