Разбираем, почему продажи новых авто рухнули на 40%, кто в этом виноват и что будет дальше
Шоковые цифры: рынок новых авто обвалился По данным «Автостата»: ✔ В марте 2025 продали всего 80 тыс. новых машин — на 10% меньше, чем в январе. ✔ Прогноз на год — 950 тыс. авто против 1,57 млн в 2024-м (падение 40%). ✔ Кредиты стали неподъемными — ставки 21% (для сравнения: в 2021 было 6-8%). Блина на фоне грабительских кредитов даже срочный выкуп машин кажется уже не таким плохим вариантом. Да покупают машины дёшево, но у них же можно найти что-нибудь 2-3 лет в хорошем состоянии с дисконтом.
Контекст: Даже в 2022-м, после санкций, продажи были выше. Сейчас кризис глубже — падает спрос даже на «бюджетные» китайские модели.
3 причины катастрофы 1. ЦБ «убил» кредиты Ключевая ставка 21%=автокредиты от 25% годовых. Пример: кредит на 2 млн рублей на 5 лет — переплата 2,5 млн! Вы там в банке в своём уме? Чтобы купить машину в кредит надо заплатить почти 5 лямов? Вот это доступные средства передвижения!
2. Цены взлетели до абсурда Haval Jolion в 2023: 1,7 млн → в 2025: 2,4 млн. Lada Vesta: 1,2 млн → 1,8 млн.
3. Зарплаты не успевают По данным Росстата, средняя зарплата 72 тыс. руб. Да это до вычита налогов и с учётом средних цифр в которых складывают зарплату топ-мендежера в 400К в месяц и работяги в 40К. Реально многие получают на руки в том же СПб 50-60К. В Регионах ещё меньше, 40К на руки в месяц средняя зарплата если не брать в расчёт начальников цехов, айтишников и ещё кого-нибудь. Чтобы купить новую Granta в кредит, нужно полгода откладывать всю зарплату. Если не больше!
Кто виноват? ✔ Центробанк: Держит ставки на максимуме, хотя инфляция уже замедлилась. Эти дуралей начали бороться с инфляцией самым тупым способом, поднятием ставки, когда инфляции уже пошла на спад! Просто увидели в отчётах рост инфляции и задрали ставку до небес нанеся удар в спину многим отраслям экономики. ✔ Правительство: Не снижает утильсборё и налоги для автопроизводителей. ✔ Дилеры: Заливают рынок переоцененными китайскими авто. Личный опыт: В 2022 брат брал Kia Rio в кредит под 9%. Сейчас за те же деньги дают только Lada Granta под 23% годовых. Вот и как покупать машины в таких условиях?
Что будет дальше? 1. Массовые закрытия дилеров Уже 2 салона Favorit Motors объявили о банкротстве. К лету могут свернуть 10-15% точек.
2. Рост цен на б/у Спрос смещается на «вторичку»: 2019 Kia Sportage — уже 2,3 млн (в 2023 был 1,8). 2017 BMW X3 — 3,5 млн (+40% за год).
3. Исход китайских брендов Geely и Chery свернут часть моделей из-за низкого спроса. Haval может заморозить новые поставки.
Что делать простым автолюбителям? 1. Не брать кредиты Переплата в 2-3 раза — это грабеж. Банки охренели.
2. Смотреть б/у 2018-2022 гг. Hyundai Creta за 1,7 млн — лучше, чем новая Granta за те же деньги.
3. Чинить текущее авто Капиталка двигателя 150-200 тыс. руб. выгоднее, чем новый кредит.
Когда ждать улучшений? Оптимисты: осень 2025 (если ЦБ снизит ставку до 14%). Пессимисты: не раньше 2027 года. Прогноз: К 2026 рынок новых авто сожмётся до 800 тыс. машин в год.
Лично я пока оставлю свой Mercedes E-класс — брать сейчас что-то новое экономическое самоубийство. Слава богу вовремя купил поверженный мерс до СВО. За 3 года он вырос в цене почти в двоё!
Чек-лист выживания: ✔ Не вестись на акции дилеров — цены всё равно завышены. ✔ Проверить б/у на VIN-историю (угон/ДТП). ✔ Если авто ещё ездит — вложиться в ремонт.
Да, я сменил 7 машин, но сейчас впервые за 15 лет советую не покупать новую машину. Чинем то что есть. В крайнем случае очень внимательно выбираем что-то на вторичке в хорошем состояние, если есть деньги для покупки без кредита.