Несколько советов начинающим экспертам

uliandra444   Звание: Юный натуралист     52     134   22.10.11, 16:56

Оценка собак по экстерьеру – это часть селекционной работы, ее первая ступень, с которой начинается племенной отбор. От того, как эксперт оценит собаку, на какое поставит место, самым непосредственным образом зависит не только ее племенная и выставочная «карьера», но и дальнейшее состояние популяции, в которой она будет использоваться в разведении. Здесь одинаково недопустимо как переоценить собаку, так и недооценить ее. В первом случае завышенная оценка может повлечь за собой неоправданно широкое племенное использование этой собаки и передачу качеств, которые не только бесполезны, но и, возможно, вредны для породы. Во втором случае заниженная оценка может навсегда закрыть собаке путь в разведение, и порода недополучит какие-то ценные качества, которые могла бы передать эта собака, будь она правильно оценена экспертом. И в конечном итоге, совершенно неважно – из корыстных побуждений или по неопытности эксперт был необъективен. Дело его чести – выходить в ринг только тогда, когда он готов к этому и в моральном, и в профессиональном плане. В этом случае эксперт всегда будет следовать первому и наиважнейшему правилу экспертизы – оценивать собаку в зависимости от того, что она может дать породе.
Исходя из этого, понятно, что профессиональным экспертом может быть только тот, кто занимается разведением собак. Только в этом случае его деятельность будет полезной и правильной. Разведение и экспертиза имеют единую цель – стремление к совершенству.
Стандарт породы, если даже эксперт его выучил «назубок», не может являться целью и ориентиром в экспертизе. Он всего лишь представляет собой способ достижения цели, ограничивая рамки, за которые не должна выходить порода. На любом этапе работы с породой в процессе ее развития животные должны соответствовать стандарту. По ходу прогресса стандарт подвергается корректировке. Ориентиром же всегда служит модель породы, причем не в форме абстрактного описания признаков, а в виде конкретного животного, в данный период стоящего на высшей ступеньке развития породы и по своему качественному уровню превосходящего не только средний уровень популяции, но и лучших ее представителей. Иными словами, это должна быть собака будущего, к которой нужно стремиться в массовой селекции. В любой породе собак на разных этапах эволюции имеются такие животные. Эксперты и разведенцы просто обязаны их знать. В своей работе они должны ориентироваться на избранную модель, четко представляя ее преимущества перед другими животными и мысленно сравнивая с ней каждую оцениваемую собаку.
Безусловно, любая порода меняется, совершенствуется, приобретает новые, более качественные черты. Никакая модель не может быть постоянной, на смену ей когда-то выдвигается новая, еще более совершенная. Поэтому профессиональный эксперт, так же, как и разведенец, не может работать от случая к случаю – он всегда должен быть «в деле», в курсе всех новшеств и событий, происходящих в породе. Он всегда в пути, в поиске новых идеалов. Если эксперт не выезжает за пределы своего региона, не бывает на крупнейших выставках, не видит лучших представителей породы, это уже не эксперт. Настоящий эксперт никогда не останавливается на достигнутом, он постоянно совершенствует свои знания, изучая попутно много других отраслей, прямо или косвенно связанных с экспертизой и разведением. Невозможно правильно оценивать собак, не зная анатомии, физиологии, истории возникновения и формирования породы, современного состояния поголовья, методов племенной работы с ним и многого другого, что определяет профессиональный уровень эксперта.
Эксперт должен быть широко эрудирован в вопросах кинологии, но работать он должен с одной, максимум – двумя-тремя сходными породами. Глубоко и всесторонне изучить все породы или даже группу пород практически невозможно, поэтому всегда ставятся под сомнение знания эксперта, берущегося оценивать любую породу собак, особенно начинающего. Как правило такие оценки поверхностны и не профессиональны. Конечно, существуют исключения из правил, существуют талантливые, я бы сказала, даже гениальные эксперты, знающие и профессионально оценивающие любую породу собак. Но, как и в любом деле, в кинологии гениев – единицы, и их всех можно перечислить поименно. Поэтому, если вы только начинаете учиться экспертизе, если хотите стать профессионалом, не претендуйте на гениальность, совершенствуйтесь в своей породе.
Помимо всех вышеперечисленных качеств, эксперту необходимо обладать главным, которое не заменят никакие науки и которое невозможно приобрести. Это – интуиция, способность «чувствовать» породу, иными словами – талант, данный не каждому. Он, безусловно, базируется на глубоких профессиональных знаниях и практическом опыте, но только у того, кто им обладает. Чтобы правильно оценить экстерьер собаки, мало знать расположение костей и статей, надо иметь глаз художника и в совершенстве владеть чувством пропорции. Осматривая собаку в движении, недостаточно иметь теоретическое представление о происходящих в ее организме биохимических и физиологических процессах, важно их чувствовать и правильно оценивать их взаимосвязь. Делая описание, надо уметь не просто перечислить имеющиеся у собаки достоинства и недостатки, а так их сформулировать, чтобы по нескольким фразам можно было отчетливо представить собаку, о которой идет речь. Это и есть то, что в кинологии, как и во всех других отраслях человеческой деятельности, называют талантом. А он как музыкальный слух – либо есть, либо его нет.
Производя оценку собаки, необходимо рассматривать ее как единое целое, не фиксируя внимания на отдельных недостатках, чем зачастую «грешат» начинающие эксперты. Организм собаки – единая слаженная система, состоящая из множества мелких деталей. Задача эксперта – не потерять за этими деталями главного, увидеть собаку в целом и оценить ее, прежде всего, с позиции достоинств.
Порой приходится слышать такие заключения о качестве собаки: «У нее короткая голень» или «У нее короткий круп». И эти формулировки звучат как приговор о непригодности собаки. Что же влекут за собой те или иные недостатки и как они сказываются на общей гармонии – об этом не говорят, да и чаще всего не видят. А ведь укороченная голень иногда вполне может компенсироваться длинным бедром, обеспечивающим достаточно длинный шаг, а укороченный круп может иметь абсолютно правильное положение, что при правильном выходе бедра опять же обеспечит нужную длину шага. Такого рода компенсирующие моменты всегда нужно учитывать при оценке общего экстерьера собаки. Оценивать достоинства общего сложения собаки по сравнению с отдельными недостатками – вот залог грамотной экспертизы.
В своей работе эксперты пользуются специальной терминологией, принятой в собаководстве. Основа ее едина, но в каждой породе собак имеются свои, только ей присущие термины и выражения. Перенос их на другие породы, вольный или невольный, порой выглядит нелепо и не прибавляет авторитета эксперту. Кроме того, в каждой отдельной породе всегда имеются наиболее значимые и ценимые признаки, так сказать, ключевые моменты, без которых, как бы хороша не была собака, она теряет свою «изюминку», свою принадлежность к высшему классу породы.
Осмотр и описание собаки любой породы производится в определенной последовательности, принятой в кинологии:
- состояние зубной системы (может быть охарактеризовано также в самом конце описания);
- общий тип, породность, размеры и пропорции собаки;
- форма и отдельные стати головы;
- строение корпуса и его отдельных статей;
- постав и строение передних конечностей;
- постав и строение задних конечностей;
- характеристика движений;
- особенности поведения, физической подготовки и кондиции.
Мы оцениваем собак путем визуальной оценки, основываясь на знаниях теории и практическом опыте. Распространенной ошибкой является излишнее увлечение промерами и вычислением индексов сложения. Измерение собак, проводимое по определенной системе, всегда являлось ценным дополнением к глазомерной оценке и, как показала многолетняя практика, ни в одном виде животноводства не зарекомендовало себя как основное средство оценки, как бы совершенно и полно оно не было.
Визуальная оценка требует высокого уровня знаний. Чтобы обладать таковыми, эксперт должен как можно больше работать практически, и не только с собаками. Основатель породы немецкой овчарки Макс фон Штефанитц, к примеру, советовал совершенствовать свои знания при помощи наблюдений не только за другими животными, но и за людьми. В своей монографии «Оценка немецкой овчарки» он писал: «Рекомендую рассматривать сложение и движения многих, содержащихся в зоосадах четвероногих. Да и человек дает довольно ценные возможности для наблюдений, хотя аппарат движения прямоходящих и отличается от аппарата движения четвероногих. Сравните, к примеру, свободную и пружинистую походку босоногих детей со связанными, «деревянными» шагами дамы на высоких каблуках, и вы получите ценные наблюдения о значении постава конечностей и углов. Экспертам я советовал бы всюду, где только можно, осматривать и сравнивать между собой людей, их формы, черты лица и другие признаки».
Каждый владелец, экспонируя собаку, старается показать ее в наиболее выигрышном виде, подчеркнуть имеющиеся у нее достоинства и по возможности скрыть недостатки. Искусный хэндлинг собаки похвален и необходим, но задача эксперта – выявить природные особенности каждого животного. Иногда перед экспертом встает вопрос – кому отдать предпочтение – правильно сложенной от природы, но неумело показанной собаке, или собаке со средними экстерьерными данными, но великолепно подготовленной и выставленной? Не всегда можно однозначно ответить на этот вопрос, ведь в выставке присутствует элемент шоу. Подход в каждом конкретном случае должен быть строго индивидуален, но всегда нужно помнить первую заповедь профессионального эксперта – оценивать собаку в зависимости от того, что она может дать породе.
 И последний, на мой взгляд, наиболее важный совет, который мне бы хотелось дать начинающим экспертам – никогда не беритесь за дело, если не уверены, что вы сможете делать его лучше других. Получить в наше время «корочку» эксперта не так уж и сложно – надо окончить специальные курсы и пройти стажировки, но для того, чтобы действительно СТАТЬ ЭКСПЕРТОМ и заработать себе авторитет и имя, этого слишком мало. Настоящий эксперт – это тот, кого знают, уважают и ценят, кого приглашают судить не только местные выставки. Настоящий эксперт – это тот, чье имя – одно только имя на афишах – собирает большое количество участников. Но для того, чтобы это когда-нибудь сбылось, надо всю свою жизнь посвятить любимому делу, надо постоянно идти вперед, не останавливаясь на достигнутом, ища все новые пути для познаний. Надо долгие годы работать на свое имя, чтобы когда-нибудь оно стало работать на Вас. информация взята с этого сайта         http://zoobusiness.kiev.ua/consultation/3/ 


Поделитесь с друзьями

Скрыть комментарии (0) Написать комментарий

x