Выработка навыка преношения предметов 98765432124.02.13, 09:58
1. Посадите птицу на недлинную жёрдочку (приблизительно длиной 1 фут = 32,5 см). Это будет неким пределом, чтобы птица могла выбрать, куда ей идти. 2. Предложите птице взять из Ваших рук небольшую игрушку, например, крупную пластиковую бусину, или другой небольшой, но достаточно тяжёлый предмет. Обычно птицы с любопытством берут в клюв подобные предметы. Если птица откажется взять бусину, попробуйте положить на неё сверху кусочек лакомства – возможно, после этого птица хотя бы дотронется клювом до бусины. По вышеописанному сценарию дрессировки, то, что попугаю предлагают бусину является визуальным сигналом (со временем Вы сможете предлагать попугаю и другие предметы), но Вы можете использовать и словесную команду, например, «возьми». «Мостик» и закрепляющий стимул в данном случае – то, что птица прикасается к бусине клювом. Навык продолжает формироваться до того момента пока птица не поднимет бусину.
3. Поднесите под клюв птицы небольшую чашку – в конце концов птице надоест держать бусину и она её бросит. Поймайте бусину чашкой. Примените связывающий стимул, который Вы выбрали, когда бусина коснётся дна чашки. Таким стимулом может быть один щелчок кликера или произнесённое Вами слово «хорошо». Выберите вид связывающего стимула, который Вы будете использовать, заранее, до начала дрессировки. После того, как связывающий стимул применён, дайте птице позитивное подкрепление. Позитивным подкреплением может быть подсолнечное семечко или другое угощение. Другой формой позитивного подкрепление может быть почёсывание головки или другое проявление внимания. Очень важно убедиться, что для Вашей птицы все эти виды подкрепления являются позитивными. 4. Повторите этот процесс несколько раз. 5. После нескольких репетиций переверните чашку донышком вверх. Вероятнее всего, птица не станет ронять бусину в чашку. Если же она всё-таки сделает это, не применяйте связывающий стимул и подкрепление. Дайте птице бусину вновь. Дайте птице вновь совершить промах и не давайте подкрепления один или два раза. 6. Затем вновь постарайтесь поймать чашкой бусину. Примените связывающий стимул и закрепите результат. 7. Снова переверните чашку. Если птица не станет ронять бусину, дайте ей большее подкрепление, чем обычно. Если же она ошибётся, вернитесь к этапу 3 и вновь дойдите до этапа 5. Повторяйте весь процесс до того момента, когда птица поймёт, что её ожидает вознаграждение только тогда, когда бусинка попадает в чашку. 8. Однажды, когда птица уже осознает, что бусина должна падать в чашку, начните отодвигать чашку подальше. Вы должны отдавать себе отчёт в том, что, возможно Вам придётся вновь вернуться к этапам 3-7. Но зато со временем Вы сможете подавать птице бусину, когда она находится на одном конце жёрдочки, а чашку располагать на другом.
9. Рано или поздно эта концепция будет осознана Вашей птицей, тогда Вы сможете переключить её на какой-нибудь другой предмет. Когда Вы будете к этому готовы, Вам снова нужно будет подносить чашку под клюв птицы и ловить предмет. Постепенно чашка будет удаляться. Этот этап следует пройти по возможности быстрее. Когда же будет пройден и этот этап обучения, постарайтесь переместить птицу и чашку на другую поверхность, например, на плоскую поверхность стола. Вам вновь придётся повторить этапы 3-7. В результате умение птицы примет общие очертания и перерастёт в навык манипуляции различными предметами в различной обстановке.