Щенки и их развитие
Elise   20.11.11, 17:43

Возрастные особенности щенков в значительной степени зависят от возраста. Для того чтобы правильно организовать выращивание, воспитание и дрессировку собаки, необходимо знать и учитывать эти особенности. Рост и развитие щенков зависит не только от возраста, но также и от полученных по наследству задатков, от пола, условий содержания и выращивания, количества щенков в помёте. Кобели, как правило, отличаются большим ростом и большей массой тела. В небольших помётах (два-пять щенков) щенки в большинстве случаев более крупные, чем в больших (восемь-десять щенков и более).

В практике служебного собаководства различают пять основных этапов роста и развития собак:

  • внутриутробный (эмбрионный) продолжительностью 58-66 дней,
  • подсосный — от рождения до 30-45-дневного возраста,
  • щенят — от 1-1,5 до 6 мес.,
  • молодняка — от 6 до 8-10 мес.,
  • молодых собак — от 8-10 мес. до 2-2,5 лет.

Первый этап составляет от 1 до 18-21 дня жизни щенка. Это период безусловно-рефлекторной адаптации. Щенки рождаются слепыми и глухими, не приспособленными к самостоятельной жизни, нуждаются в материнском уходе. Тем не менее, уже с первого дня жизни они смогут ползать, находить соски и сосать материнское молоко. Из органов чувств у них функционируют обонятельный, вкусовой, кожно-температурный и вестибулярный. Отмечается большое ежедневное увеличение массы тела, в том числе головного мозга. Большую часть суток щенки спят.

К 15-18-му дню жизни они уже видят и слышат, смогут воспринимать объекты окружающей среды, у них вырабатываются условные рефлексы, образуются многочисленные условно-рефлекторные связи. К 18-21-му дню жизни щенки способны стоять, ходить, бегать, проявляют чёткую ориентировочную реакцию на внешние раздражители, у них вырабатываются оборонительные условные рефлексы. С этого времени они приобретают жизненный опыт, учатся приспосабливаться к жизни в условиях постоянно изменяющейся внешней среды.

Второй этап составляет от 18-21 до 30-35 дней. Это период первичной условно-рефлекторной адаптации. Отмечается интенсивное ежедневное увеличение массы тела, в том числе головного мозга. У щенков вырабатываются условные рефлексы на пищевые раздражители (например, такие как лакомство), а также оборонительный рефлекс (на нажим рукой и др.). Однако скорость образования условных рефлексов ещё невелика, необходимо многократно повторять упражнения. Щенки периодически отходят от матери, знакомятся с окружающими предметами, участвуют в играх, приобретают жизненный опыт.

Третий этап составляет от 5-6 до 8-12 недель. Это экзальтационный период, наиболее важный по возможностям воспитания и начальной дрессировки щенков. Ежедневный прирост массы тела, в том числе головного мозга, замедляется. Щенки живут без матери, весь уход за ними и заботу о воспитании берут на себя хозяева. В этом возрасте щенки по своему поведению очень похожи. Они ласковы, любознательны, контактны. В их поведении преобладает «исследовательская» активность. Если во второй период жизни при встрече с внешними раздражителями (людьми, животными и др.) они лишь настораживаются, то в третий подходят к ним и пытаются их исследовать. Так, например, при встрече с незнакомыми людьми они подбегают к ним, нюхают, ласкаются, прыгают, иногда лают. В этот период у них легко вырабатываются положительные навыки, связанные с какой-либо деятельностью.

Начиная с 1,5-2-месясного возраста после приучения щенка к кличке, следует приучать его выполнять команду «Место!», «Ко мне!», «Гуляй!». В то же время в третий период жизни у щенков трудно вырабатывать тормозные реакции, необходимые для выполнения таких команд, как «Сидеть!», «Лежать!», «Фу!» и др. Это объясняется тем, что морфологическое и физиологическое созревание возбуждающих и тормозных систем мозга растущих щенков происходит не одновременно. Вырабатывать навыки на команды «Сидеть!», «Лежать!», «Фу!» можно лишь с конца третьего и начала четвёртого периода жизни щенков, когда у них проявляются тормозные реакции. Несоблюдение этого правила сведёт на нет ваши усилия, а при сильной перегрузке у щенка может наступить запредельное торможение, которое может вызвать его болезнь. В это время необходимы регулярные прогулки, постепенно увеличивающиеся по времени и сложности окружающей обстановки, что необходимо как для физического развития, так и для накопления жизненного опыта.

Четвёртый этап составляет от 3-4 до 6-7 мес. Это период формирования типологических особенностей нервной системы щенка. Если щенки 1,5-3-месячного возраста по поведению похожи друг на друга, то, начиная с 3-4 месяцев, их поведение заметно различается. У некоторых из них в ответ на какие-то раздражители проявляется пассивно-оборонительная реакция. При встрече с незнакомыми людьми они к ним не подбегают, не затевают игр, а лишь наблюдают со стороны. При первом проявлении посторонних даже нерезко выраженных угрожающих действий некоторые щенки убегают.

Таким образом, с 3-4-хмесячного возраста заметно снижается интенсивность «исследовательской» деятельности и проявляется пассивно-оборонительное поведение. Заметно меняется и характер проявления пассивно-оборонительной реакции. У молодых щенков она возникает лишь на простые раздражители (на внезапный свет, звук и др.), которые воспринимаются соответствующими анализаторами (органами чувств). При правильном воспитании (отвлечении щенка игрой, лакомством) эта реакция быстро проходит и заменяется ориентировочным рефлексом (ОР).

У щенков в возрасте 3-4 мес. и старше пассивно-оборонительная реакция проявляется не только на простые, изолированные раздражители, но и на более сложные, комплексные (на новые предметы, людей, животных). В этом возрасте щенки проявляют аналитическо-синтетическую деятельность. Следует, однако, учитывать, что угасание пассивно-оборонительной реакции на комплексные раздражители происходит более медленно, чем на простые раздражители, и требует от владельца щенка бережного, ласкового обращения и неоднократного повторения обстановки, в которой она проявляется.

Изменение поведения щенков с 3-4-месячного возраста требует от владельцев повышенного внимания, спокойного обращения, необходимо своевременно успокоить животное. Следует иметь в виду, что срок появления у щенков пассивно-оборонительной реакции указан для подавляющего большинства щенков, но он может наступить раньше (с 2-2,5- месячного возраста) и позже (после 4 мес.), что зависит от индивидуальных особенностей щенков и их пород.

Н.В.Беляев
«Как правильно дрессировать собаку»

Источник: dobermanchik1.chat.ru

Первые две недели своей жизни щенки по большей части спят и едят. В это время кормите суку четыре раза в день и предоставьте ей свободный доступ к воде. Обеспечьте достаточное количество кальция в рационе суки, пока она выкармливает щенков.

Щенки появляются на свет глухими, слепыми и малоподвижными. Однако уже с первых минут они конкурируют друг с другом за место у материнских сосков. В больших пометах, когда сосков на всех сразу не хватает, самый сильный щенок занимает свое место первым.

Кратко о развитии щенков:

Рождение
Слепые. Глухие. Ограниченная подвижность
1-10 дней
Открываются глаза. Открываются слуховые проходы. Начинают играть
Три недели
Положительно откликаются на приближение к ним любой другой особи
Пять недель
Контакты с людьми могут усиливаться
Шесть недель
Первая фаза страха: не разлучайте с матерью и другими щенками
Семь-восемь недель
Можно начинать приучать к туалету. Щенок готов перейти в другие руки
14 недель
Вторая фаза страха; будьте терпеливыми и понимающими

Частота кормления щенков

  • в возрасте от 2-х до 3-х месяцев щенков кормят 6 раз в сутки; в последнюю дачу желательно включить мясо;
  • в 2-3-месячном возрасте щенков кормят 5 раз в сутки;
  • в 3-4-месячном возрасте — 4 раза;
  • в 4-10-месячном возрасте — 3 раза;
  • с 10 месяцев — 2 раза;
  • взрослых собак, особенно в жаркое время года, кормят один раз в сутки — вечером.


Вам нравятся щенки?

Да, очень
 
5 голосов 100%
Не очень
 
0 0%

Назад к блогу

Поделитесь с друзьями


Показать комментарии (0) Написать комментарий

x