Большинство из нас имеет хоть какое-то представление о Канарах, но до сих пор не знает, что общего и чем отличается кенар от канарейки. В результате часто можно наблюдать следующую картину:
Покупатель: «не нужен корм для кенара».
Продавец: «Для канарейки, пожалуйста, заплатите в кассу».
Покупатель: «Я ведь спрашиваю для кенара, а не для канарейки».
На самом деле все очень просто - кенар, это не отдельная порода птиц, а «муж» канарейки. А Канары - их общая историческая родина. Так давайте поговорим о канарейках, кенарах и Канарах.
Несколько веков назад во влажных тропических лесах Канарских островов испанские конкистадоры обнаружили огромное количество мелких, невзрачных, зеленоватых птичек, поющих прекрасные песни. И на континент пошли корабли с грузом... кенаров. Специально подчеркиваем - только кенаров. Вывоз самок был категорически запрещен.
Птицы продавались за хорошие деньги и наивные испанцы решили, что будут монополистами. Контрабанда даже в те далекие времена пользовалась большой популярностью в народе, и естественно, что невесты не заставили своих женихов ждать...
Размножаясь в неволе, канарейки приобрели значительную вариабельность по окрасу - появились белые, черные, чисто-зеленые, желтые, оранжевые и красные виды оперения всех оттенков и с пятнами всех этих цветов. Классическое определение «канареечного» цвета ярко-чисто-желтый, но как с этим согласиться владельцу птички с оперением лососевого или абрикосового цвета?
В разных странах селекция птиц шла разными путями. В Англии вывели крупных декоративных канареек с дополнительными украшениями в виде хохлов, перьевых помпонов, гребешков и т.п. В Германии большой интерес проявили к так называемым «искусственным песням». Особенно ценились «дудочные» певцы - поющие низко и чуть хрипловато. В результате отбора была выведена порода канареек, устойчиво наследовавшая такой стиль пения. Их называли «гарцкие роллеры» - так как порода сложилась в окрестностях города Гарца, а в пении птиц отчетливо слышался звук чего-то катящегося (эти коленца так и называются - «роллер»).
В России канарейка в XIX веке становится обычной домашней птицей, поселившейся не только в состоятельных семьях, но и у небогатых чиновников, мещан и т.д. В редком трактире под потолком не висела клетка с неприхотливым певуном. Песня русских канареек по тональности напоминала песню «диких» предков, но была оснащена коленцами, заимствованными у лесных птиц средней полосы России - и в первую очередь, овсянки. До сегодняшнего дня канарейки с такой песней именуются «канарейками овсяночного напева».
Богатая, чистая и разнообразная песня, как правило, передается по наследству, а точнее, двумя способами: генетическим и через обучение.
Замечено, что большая часть потомства хорошего певуна замечательно поет, но при одном условии: если их в свое время обязательно этому научат, (это может быть как отец, так и другая птица или хотя бы магнитофон). В то же время птицу с плохой наследственностью учи - не учи, Карузо так и не получится. И уж совсем никуда не годятся метисы разных канареечных пород. В песне наследника овсяночного папы и гарцкой мамы не будет ни складу ни ладу, даже если его до обеда будет учить папа, а после обеда - специальный механический органчик, обучавший двести лет славных немецких роллеров.
Хорошо поющие канарейки состязаются на разнообразных (вплоть до международных) конкурсах. Человеку не искушенному в канареечных напевах трудно будет разобраться во всех нюансах и тонкостях разноголосых Певцов, но раз жюри разбирается значит есть в чем разбираться. В общем «если звезды зажигают...».
Газета «Домашние любимцы»